postheadericon Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Современные родители, прочитавшие множество книг по психологии, начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстни­ков, рассказывают, как хорошо живут детки в детском саду. И ма­лыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, с ра­достью улыбается и кивает.

Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, ког­да он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматри­вают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать просто слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю…

Бывает и по-другому. Если малышу нравится общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без ко­лебаний входит в группу. Он полон ожиданий, он не подозрева­ет даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Он хо­чет играть в кубики, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол. Он хочет взять машинку, а ее отнимают другие дети… А главное — нет рядом мамы, некому пожаловать­ся, не у кого потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с восторгом пойдет в ясли. Скорее все­го, он будет плакать и прижиматься к маме.

К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются детскому саду дети из многодетных семей (так как уже усвоил, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из коммунальных квартир (у них уже есть опыт общения с раз­ными категориями детей и взрослых) и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с ма­мой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них, не образцом для педагогических экспериментов.

Но если все же ребенок плачет при расставании с родителя­ми по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адап­тации ребенок, скорее все­го, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.

Проанализируйте, так ли переживает малыш, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводят бабушка или де­душка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спо­койно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок навер­няка чувствует себя отлично.

Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интерес­ная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него и привлекательный предмет: иг­рушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (ленту, платок и т. д.). Можно повесить в группе фотографии мам всех детей. Пусть ребенок видит ваше лицо и вспоминает вас.

Стефан Сейфер советует родителям найти какой-нибудь не­нужный ключ, который можно ежедневно вручать ребенку, от­правляя его в ясли. Положите его в кармашек малышу и скажи­те ему, что это ключ от квартиры (или от дома), и что вы не сможете без ребенка (у которого остался ключ!) попасть домой. Это поможет малышу обрести уверенность, что мама и папа обя­зательно придут за ним вечером, «не забудут» его в детском саду.

Если у вас есть возможность, походите с ребенком в ясли пер­вые дни (недели). Не бойтесь, что ребенок будет капризничать.

Как показал опыт, ребенок, чья мама находится в группе, чувствует себя спокойнее и увереннее.

Если же вам непременно надо уйти и оставить ребенка в яс­лях, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами. В про­тивном случае ребенок может уловить ваше беспокойство и бу­дет расстраиваться и плакать еще больше.

И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте ребенку ма­нипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и капризов за­бирать его домой. Ваше спокойствие, доброжелательное отно­шение поможет ребенку обрести спокойствие.

Зная, что ваш малыш трудно переживает каждое утро разлу­ку с вами, попробуйте накануне, заранее придумать и отрепети­ровать несколько разных способов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглажи­вание по спинке и др. М. Сигал утверждает, что это поможет от­влечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеоб­разным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Забирая ребенка из яслей, спросите воспитателя, чем зани­мался малыш в течение дня. Попросите воспитателя обязатель­но заметить утром, какое красивое платье на вашей дочке. Иног­да даже такой обычный прием отвлекает ребенка от грустных мыслей и переживаний и делает воспитателя более близким и понятным ребенку.

Даже если вы устали после работы, раздражены, сердиты на мужа или на начальника, постарайтесь не показывать это ребен­ку. Как бы он ни был мал, он обязательно «прочитает» ваше со­стояние. Пусть лучше малыш почувствует, что момент встречи с ним для вас праздник. Будьте внимательны к нему. Похвалите, поцелуйте. Сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку. Даже если у вас совсем мало времени.

А. И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возмож­ность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в под­вижные игры. А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете похвалить ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.

Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гор­дятся им. Скорее всего, подобная доброжелательная обстанов­ка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детс­кого сада и не переживать во время прощания с вами.

ИТАК:

- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

- Попросите других членов семьи отводить ребенка в ясли.

- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет.

- Принесите в группу свою фотографию.

- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.

- Присутствуйте в группе вместе с ребенком первые дни или недели.

- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из яслей.

- После яслей погуляйте с ребенком в парке, на детской пло­щадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.

- Устройте семейный праздник вечером.

- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

- Будьте терпеливы.