postheadericon Как помогать ребенку развивать речь?

Для того чтобы научить малыша говорить правильно, необходимо делать следующее:
1. Самим говорить правильно, не используя «детских» словечек и не коверкая слова.
2. Говорить четко, внятно и с интонацией.
3. Чаще с малышом разговаривать или читать, чтобы он слышал вашу речь.
4. Сделайте яркие карточки, на которых крупными буквами напишите слова. Каждый день произносите новые слова, при этом показывая карточку с этим словом. Так малыш запомнит не только произношение, но и правописание слова.
5. Разговаривая с ребенком, правильно формулируйте предложения.
6. Если ребенок не может выговорить сложное слово, медленно и спокойно повторите его несколько раз.
7. Не заставляйте ребенка, не кричите, если у него не получается выговорить слово или предложение. Учение должно быть в виде игры: весело, легко, забавно, непринужденно.

Если малыш попросит вас прочесть инструкцию по эксплуатации дрели, научную статью в журнале или аннотацию к лекарству, не отказывайтесь, ссылаясь на то, что малышу будет неинтересно. Прочтите предложенный ребенком текст, четко и ясно выговаривая все сложные слова. Малышам интересно слышать новые слова, новое сочетание звуков, произношение. (Кроме сказок детей интересует еще многое другое…)

Вспомните, как ваши дети ведут себя, когда по телевизору начинается реклама. Занимаясь какой-нибудь увлекательной игрой, услышав рекламу, они поворачиваются и внимательно слушают то, о чем говорят. На самом деле им совершенно неинтересно, что там рекламируют – им интересна речь. Ведь слова произносятся четко, громко, а малышу больше ничего и не нужно. В такие моменты ребенку все равно, что рекламируют: стиральный порошок, краску для волос или мебель. Главное, чтобы было весело, красочно и понятно. Они подсознательно запоминают слова, а затем их повторяют. Многие малыши так учатся читать.

Также вашими помощниками в развитии речи малыша будут скороговорки, загадки, стихи и игры.

Ты знаешь это слово?

Эта игра подходит для ребенка младше трех лет.
Занятие учит понимать смысл слов. Например, скажите слово «суп», указав на тарелку с первым блюдом. Потом пусть кто-нибудь из членов семьи повторит сказанное вами слово. После этого попросите ребенка произнести его. Если у крохи возникают трудности с произношением, повторите слово несколько раз.
Новые слова вводите постепенно. Сначала произнесите два знакомых слова, а потом вводите новое. Проговаривая те слова, которые ему уже известны, малыш повторит и то, которое он еще не знает.

Коротко и ясно

Ребенку старше трех лет будет полезно следующее занятие. Эта игра обогащает словарный запас крохи, развивает внимание и логику.
Вы даете краткое описание предмета или его функции. Малыш должен заменить вашу фразу одним словом.

Например:
– Этот предмет стеклянный, высокий. В него мама ставит цветы. (Ваза)
– Предмет с ручкой и зубчиками. Им причесываются. (Расческа)
– Предмет, который листают, читают и рассматривают. (Книжка)

Зоопарк

Эта игра предназначена для детей от трех до шести лет. Занятие развивает воображение малыша, учит отличать взрослых животных от детенышей, а так же тренирует артикуляцию крохи.
Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком.
Затем покажите ребенку картинку с одним из зверьков. Спросите у него, как это животное разговаривает. После того, как ребенок изобразит его крик, спросите, как называется детеныш этого животного. Обращайте внимание на ответ, дети часто придумывают несуществующие понятия. Например, у лошадки – лошаденок, у собаки – собачонок. Стремитесь к тому, чтобы научить ребенка правильным названиям.
Следующий ваш вопрос может быть таким: как разговаривает детеныш? Иногда крик детеныша отличается от «разговора» взрослого животного только высотой звука. Но иногда различия могут быть значительными. Например, курочка говорит «ко-ко-ко», а цыпленок – «пи-пи-пи».

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учить ребенка правильной речи необходимо с раннего детства, иначе он, привыкнув изъясняться «детскими» словами, будет в дальнейшем сталкиваться с определенными трудностями. Помните: малышу гораздо легче запоминать новые слова, чем менять свою речь.