postheadericon Готовимся к школе с пеленок :)

малыш В психологии существует такое понятие — сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.
Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы.
Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой сниженности, причем почти незаметной для окружающих. Однако специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.
Каковы главные линии подготовки к школе?
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.
Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала. Но сегодня мы поговорим о важности общего развития ребенка.
Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сынишка или дочка, и делают достаточно много для этого.
Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодок — детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Бывает, что между знакомыми семьями начинается что-то вроде соревнования. Это далеко не всегда полезно для детишек в основном потому, что акцент в нем обычно делается на знание каких-то элементов школьной программы — букв, цифр, числового ряда и т. д. И это нередко начинает больше заботить родителей, чем общее развитие.
Правильно поступают те взрослые — не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.),- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком.
Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке,- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
В процессе общения старшие помогают ребенку овладевать речью. Они ненавязчиво поправляют его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делают это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести-семилетнему возрасту ребенок уже располагает солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически осваивает грамматический строй родного языка.
Дети этого возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Особенно важное значение в плане подготовки к школе имеет воспитание умения производить действия в уме, или, как говорят психологи, действия внутреннего плана.
Поясню на простом житейском примере, о чем идет речь. На дворе жаркая погода. В комнате душно. Я хочу отворить окно, но боюсь, что если его оставить открытым, то внезапный порыв ветра может разбить стекла. Мне надо как-то закрепить раму в открытом положении, чтобы она была неподвижна и в то же время, если понадобится, не представляло большого труда закрыть окно. И я быстро прикидываю в уме, что можно сделать. Я могу проложить какую-нибудь дощечку или палочку между рамой и подоконником, либо между рамой и коробкой — там, где находятся петли. Этим я ограничу движение наружу — окно не будет закрываться. Но еще надо, чтобы оно не распахивалось вовнутрь. Я снова прикидываю в уме, как это сделать. Можно за ручку привязать раму к батарее. Можно немного пододвинуть стоящую у окна кровать, чтобы рама уперлась в спинку кровати. Можно распахнуть его на такую ширину, чтобы рама упиралась во внутренний край оконного проема. Все эти варианты я проигрываю про себя, в уме. Выбираю тот, который мне кажется наилучшим. И только после этого приступаю к реальным действиям — осуществляю, как говорят психологи, во внешнем предметном плане то, что до этого представил во внутреннем.
А вот ребенок, который не умеет производить действия во внутреннем плане и не способен предварительно провести всю эту работу в уме, может найти решение только с помощью внешних действий. Ему надо взять дощечку и попробовать, подходит ли она. Пока не попробует, он не понимает, годится она или нет. Если дощечки нет перед глазами, он может попытаться применить какой-нибудь совсем малоподходящий предмет. И пока не попробует своими руками, он не улавливает его полную непригодность.
Умение действовать в уме, находить решение про себя, во внутреннем плане — одно из важнейших условий успешного обучения в школе. Необходимость таких действий там встречается буквально на каждом шагу.
Чтобы избежать трудностей, во всяком случае, свести к минимуму, необходимо еще в дошкольный период научить ребенка действовать во внутреннем плане. В каком именно возрасте следует начинать это делать? Здесь, трудно указать точный возраст. Надо начинать тогда, когда ребенок в состоянии освоить то, что вы ему предлагаете. А с учетом этого соображения — чем раньше, тем лучше.
Понаблюдайте, как ребенок решает практически задачи, связанные с умением производить действия в уме. Постарайтесь понять, на каком этапе развития внутреннего плана действий находится ребенок. И постарайтесь создавать побольше ситуаций, требующих действий в уме. Если нужно, превращайте их в игровые или создавайте сразу как игровые.
Очень полезны в этом плане могут быть разные настольные игры — в шашки, в поддавки и т. д. Не годятся только те, где выигрыш зависит от случая — в какую лунку закатится шарик, как в настольном бильярде, или кому раньше повезло вытащить нужную карточку, как в лото. Лото — хорошая игра для развития произвольного внимания, а бильярд — для моторики, но мы говорим сейчас о другом. Не очень подходят также игры с большим элементом неопределенности (карточные игры, домино и т. д.). Там многое зависит от способности построить наиболее правдоподобное предположение, какие кости (или карты) находятся на руках у партнера, а какие на кону (или в колоде).
Это ребенку еще трудно, и взрослый может одерживать над ним почти непрерывные победы. Впрочем, это возможно и в открытых играх, вроде шашек. Так что не забывайте время от времени проигрывать малышу, иначе можно напрочь отбить у него охоту к продолжению игры.

по материалам статьи Дёминой М.

(Из выпуска от 04-07-2009 рассылки «Первый раз в первый класс» )