postheadericon МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Программа равновесия для новорожденного (от Глена Домана)


Массаж новорожденного

С новорожденным и ребенком первого месяца жизни никаких упражнений не делают и массажем не занимаются. Необходимый для них массаж и гимнастику они получают во время пеленаний, подмываний и купаний. Своеобразным и очень эффективным, хотя и трудным для крохи, упражнением является выкладывание ребенка на живот. Это упражнение способствует укреплению мышц шеи и туловища, формированию изгибов позвоночника, улучшению кровообращения головного мозга. Выкладывать ребенка на живот надо несколько раз в день (обычно во время пеленания) на ровную и твердую поверхность, например стол, покрытый легким одеялом или пеленкой. Такая поверхность в отличие от мягкой заставляет малыша напрягать мышцы туловища. Приучайте малыша к этому положению постепенно: начните с одной минуты и добавляйте в последующие дни к каждому сеансу по минуте.

Когда ребенку исполняется месяц, пора браться за дело. Если педиатр, ортопед или невропатолог не наложили никаких ограничений на занятия массажем и гимнастикой вашего ребенка — приступайте! При этом руководствуйтесь таким порядком выработки у малыша правильных движений: удерживание головы; способность брать и удерживать предмет, поворачиваться со спины на живот и обратно, ползать, сидеть, вставать, ходить.

Делая массаж детям первого года жизни, надо придерживаться следующих правил:

массаж и гимнастические упражнения лучше всего выполнять в утренние часы,

причем обязательно спустя не менее 40 минут после еды либо не позднее чем за 30 минут до очередного кормления;

массаж делают только здоровому малышу и при условии, если он спокоен;

температура воздуха в помещении должна быть не ниже 21 и не выше 24°С;

руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти острижены; кольца, часы и украшения снимают.

Тальк и вазелин при массаже употреблять не следует;

научитесь правильно поддерживать тело малыша при массаже и упражнениях. Ручки, ножки и особенно туловище ребенка захватывайте очень осторожно, без сильного нажима на кости, не защищенные мышцами, оберегайте голову от ушиба. Все движения выполняйте ритмично, спокойно и плавно;

поглаживающие движения надо выполнять легко и плавно, направляя их от периферии к центру (массаж рук проводят от кисти к плечу, ног — от стопы к паховому сгибу, обходя коленную чашечку);

правильнее всего делать массаж колена двумя большими пальцами, поддерживая ногу ребенка ладонями. Следует избегать толчкообразных движений в области суставов;

при массаже живота надо щадить область печени, при массаже спины — область почек. Старайтесь не задевать половые органы;

основной прием массажа в возрасте 1 —1,5 месяца — поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Сила давления меняется: вначале оно слабое, по мере продвижения усиливается и к концу снова уменьшается. Одной рукой поо­чередно придерживают сначала кисти, а потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной стороны от периферии к центру. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тыльной стороной кисти снизу вверх, а ладонями сверху вниз. После этого ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот круговыми движениями по ходу часовой стрелки;

вариантом поглаживания является растирание. Этот прием проводят в основном кончиками пальцев, постепенно увеличивая степень давления. Растирания делают по ходу тока крови и лимфы, т.е. вдоль конечностей, ребер, позвоночника;

следующий прием — разминание — применяют для глубокого массажа мышц. При этом мышцы разминают между пальцами движениями, напоминающими выжимание. Участки тела с трудно захватываемыми мышцами разминают большими пальцами. Массаж спины, ягодиц и бедер малыша можно проводить поколачиванием (похлопыванием) тыльной поверхности кисти или слегка согнутыми пальцами. Движения должны быть легкими, нежными, но в то же время короткими и ритмичными;

начинайте занятия с легких приемов массажа или упражнений и постепенно переходите к более сложным. Нагрузка на одни и те же группы мышц не должна быть длительной, чтобы не переутомить их. Необходимо чередовать движения рук, ног и туловища, повторяя каждое упражнение или прием от 2—4 до 5—6 раз;

на седьмом месяце жизни ребенка массаж уже не нужен и занимаются с малышом только гимнастикой.

 

Стандартный комплекс упражнений для детей второго месяца жизни таков:

1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение (и.п.) — ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать. Левой рукой поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 4—6 раз. Правую руку ребенка массировать правой рукой (рис. 1).

2. Упражнения для туловища. И.п. — то же. Взять ребенка двумя руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать его вправо и влево, не нажимая на ребра. Повторить 5—б раз (рис. 2).

3. Массаж груди. И.п. — то же. Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. По ходу межреберных промежутков передвигать руки от середины к бокам, слегка нажимая большими пальцами на грудные мышцы. Повторить 4 — 6 раз (рис. 3). 4. Массаж живота (поглаживание). И.п. — то же. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой правую половину живота снизу вверх. Повторить 4—б раз (рис. 4).

5. Массаж спины (поглаживание). И.п. — ребенок лежит на животе. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягодицам, а в обратном направлении (к голове) тыльной стороной ладоней и пальцев. Повторить 4—6 раз (рис. 5).

6. Массаж ягодиц (пощипывание). И.п. — то же. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 10—12 раз (рис. 6).

7. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс). И.п. — ребенок лежит на левом боку. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника, от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает позвоночник. Повторить на каждом боку по 2—4 раза (рис. 7).

8. Массаж ног (поглаживание). И.п. — ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, затем по наружной поверхности голени и бедра. Повторить 4—6 раз. Левую ногу массировать правой рукой (рис. 8).

9. Массаж стоп (растирание). И.п. — то же. Правую ногу ребенка взять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву стопы от пальцев к пятке и обратно. Повторить б—8 раз (рис. 9).

10. Упражнение для стоп (рефлекторное). И.п. — то же. Концом указательного пальца правой руки нажимать на ступни ребенка чуть ниже основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимать по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на это раздражение происходит рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторить 4—6 раз (рис. 10).

11. Ползание (рефлекторное). И.п. — ребенок лежит на животе. Согнуть ноги ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвинуться вперед. Повторить 2—3 раза в положении лежа на спине и на животе (рис. 11).

Продолжительность выполнения всего комплекса упражнений — 5—6 мин.

Проверить физическое развитие своего малыша можно, ориентируясь на идеальные показатели двухмесячного ребенка: его рост должен составлять 56 — 58 см, вес — 5,0—5,3 кг. Окружности: головы — 38,4—39,0 см, груди — 38,1 — 39,0 см — сравнялись и это значит, что теперь нужны упражнения для развития грудной клетки и легких.

Крепенький малыш этого возраста уже на 1 мин поднимает и удерживает голову в вертикальном положении, а лежа на животе, умеет приподнять голову и грудь, поворачивает голову в сторону громких звуков, хорошо следит за движущимися яркими предметами. Кстати, предметы хватает и удерживает всей ладонью, а не только пальчиками, как раньше.

clip_image002

На третьем и четвертом месяце жизни малыш нуждается в таком комплексе упражнений:

1. Массаж рук (растирание). И.п. — ребенок лежит на спине. Слегка придерживая правую кисть правой рукой, левой рукой производить круговые спиралевидные растирающие движения по направлению от кисти ребенка к плечу. Повторить 4—6 раз. Левую руку массировать правой рукой (рис. 12).

2. Скрещивание рук. И.п. — то же. Дать ребенку захватить кольца, удерживая их. Взрослые скрещивают ручки малыша перед грудью и отводят их в стороны. Повторить 6 — 8 раз (рис. 13).

3. Поднимание рук. И.п. — то же. Дать ребенку захватить кольца или большие пальцы взрослого, вытянуть обе руки, поднять их вперед, потом вдоль головы вверх и обратно. Повторить 4—б раз (рис. 14).

4. Массаж ног (разминание). И.п. — то же. Правая нога ребенка свободно лежит на правой ладони взрослого, которая придерживает ногу в области нижней трети голени. Тремя пальцами левой руки разминать мышцы передней и наружной поверхности голени и бедра от стопы вверх. Повторить 4—6 раз. Левую ногу массировать правой рукой (рис. 15).

5. Сгибание ног. И.п. — то же. Захватить ноги ребенка за голени (указательные пальцы сверху). Одновременно сгибать ноги, подводя бедра к животу, и разгибать. Повторить 4—6 раз (рис. 16).

6. Рефлекторный поворот со спины на живот. И.п. — то же. Дать ребенку левой рукой захватить указательный палец левой руки взрослого, а правой рукой обхватить голени малыша так, чтобы указательный палец проходил между ножками, а остальные держали нижнюю часть голеней; выпрямляя ноги ребенка, слегка повернуть их вместе с тазом направо. Одновременно с этим потянуть ребенка за согнутую в локте левую руку вперед, побуждая его поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на живот. Проделать то же в другую сторону. Повторить 1—2 раза (рис. 17).

7. Массаж спины (разминание). И.п. — ребенок лежит на животе. Ладонями делать круговые поступательные движения, энергично разминая мышцы спины от поясницы к шее. Повторить 5—6 раз (рис. 18).

8. Массаж ягодиц (похлопывание). И.п. — то же. Тыльной поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам. Повторить 8—10 раз, меняя руки (рис. 19).

9. Прогибание спины. И.п. — то же. Захватить одной рукой ножки ребенка сверху в области голеностопных суставов, другую руку положить на поясницу. Приподнимать ноги ребенка над столом, фиксируя другой рукой его туловище и избегая чрезмерного прогибания поясницы. Повторить 4 — 5 раз (рис. 20).

10. Ползание (с помощью). И.п. — то же. Согнуть ноги ребенка и поставить его стопы так, чтобы подошвы упирались в ладонь взрослого; другую руку подвести снизу под грудку ребенка. Легко подталкивать подошвы ребенка, побуждая его к ползанию; рукой, лежащей под грудью, поддерживать малыша, слегка помогая ему продвигаться вперед. Повторить 3—4 раза (рис. 21).

11. Переход в положение сидя (с помощью). И.п. — ребенок лежит на спине. Захватить обеими руками туловище ребенка с боков. Переводить малыша в положение сидя и осторожно опускать на спину. При опускании ребенка передвигать руку к его затылку и поддерживать ею голову, не допуская ушибов. Повторить 2—4 раза (рис. 22).

Продолжительность выполнения комплекса упражнений — 6—8 мин.

Проверьте себя и своего малыша: обычно трехмесяч­ный ребенок имеет рост — 58—61 см, вес — 6,0—6,3 кг, окружности: головы — 40,0—42,0 см, груди — 40,0—41,3 см. Теперь уже малыш удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин. Лежа на животе, он приподнимается и опирается на предплечья и локти. Он уже умеет переворачиваться со спины на бок; но движения его не координированы, и каждое переворачивание для малыша — очень трудная физическая работа, сравнимая с работой грузчика.

В четыре месяца рост малыша — 62—64 см, а вес — 6,5—6,9 кг. Окружность груди чуть-чуть больше окружности головы. Малыш уже приподнимает голову, лежа на спине. Умеет пританцовывать — при поддержке в вертикальном положении крепко упирается ножками. С поддержкой может короткое время сидеть. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за движущимся предметом. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы; играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот.

clip_image004

Между четвертым и шестым месяцами жизни рекомендуется выполнять такой комплекс упражнений:

1. Попеременное сгибание рук к плечам. И.п. — ребенок лежит на спине. Захватить руки ребенка за лучезапястные суставы. Попеременно разгибать и сгибать руки к плечам. Повторить 8—10 раз (рис. 23).

2. Поднимание ног. И.п. — то же. Захватив ноги ребенка за голени так, чтобы большими пальцами обхватить икроножную мышцу, поочередно поднимать выпрямленные ноги до прямого угла и опускать их. Повторить 4—5 раз каждой ногой (рис. 24).

3. Попеременное сгибание ног. И.п. — то же. Захватить ноги ребенка за голени так, чтобы указательные пальцы были сверху. Поперемено сгибать и разгибать ноги, имитируя движения велосипедиста. Повторить 6—8 раз (рис. 25).

4. Опускание прямых ног в сторону. И.п. — то же. Захватить голени ребенка так, чтобы большие пальцы были на их задней стороне, а остальные — на передней. Поднять прямые ноги ребенка вверх и опустить их в сторону на стол; опять поднять ноги вверх и опустить их в и.п. Стараться, чтобы ноги ребенка не сгибались и он не поворачивался на бок. Повторить 3—4 раза (рис. 26).

5. Переход в положение сидя (с поддержкой за ноги). И.п. — ребенок лежит на спине, захватив рукой палец взрослого. Другой рукой взрослый удерживает его за бедра. Придерживая кисть ребенка своей рукой, помочь ему перейти в положение сидя и осторожно опустить обратно на стол, придерживая спинку и избегая ушиба головы. Повторить 3—4 раза (рис. 27).

6. Отведение плеч назад. И.п. — ребенок лежит на животе. Захватив ребенка за предплечья, приподнимать верхнюю часть его туловища над столом, сгибая и отводя плечи назад до сближения лопаток. Повторить 4—6 раз (рис. 28).

7. Поворот со спины на живот (с поддержкой за ноги). И.п. — ребенок лежит на спине. Захватив голени ребенка одной иди обеими руками снизу, вы­прямить его ноги и слегка повернуть их вместе с тазом направо. Такое движение приведет к рефлекторному повороту ребенка со спины на живот. Повторить поворот 1—2 раза в каждую сторону (рис. 29).

8. Ползание за игрушкой. И.п. — то же. Поставив перед ребенком игрушку, побуждать его поползти и достать ее. Можно рукой подпирать подошвы ног ребенка, стимулируя этим ползание. Повторить 4—6 раз (рис. 30).

9.Переступание. И.п. — ребенок лежит на спине с согнутыми ногами, опираясь подошвами о стол. Захватить ноги ребенка за голени так, чтобы указательные пальцы оказались спереди. Попеременно слегка сгибать и разгибать ноги. Повторить 10—12 раз (рис. 31).

Продолжительность выполнения комплекса упражнений уже 8—10 мин.

А контрольными показателями в этот период являются следующие: в пять месяцев рост малыша составляет обычно — 64—68 см, вес — 7,4—7,8 кг. Окружность груди (43,0—44,3 см) на 1 см больше окружности головы. Удерживать прямо спину малыш еще не может, по­этому быстро устает сидя, но зато, поддерживаемый под мышки, хорошо стоит на ножках. Учится поворачиваться с живота на спину. Шестимесячный ребенок при росте 66—70 см и весе — 8,0—7,7 кг уже самостоятельно садится и сидит без поддержки. Он свободно переворачивается с живота на спину и обратно. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую игрушку.

clip_image006

На седьмом и восьмом месяцах жизни полезно изменить комплекс упражнений на следующий:

1. Поочередное разгибание рук вперед. И.п. — ребенок лежит на спине с кольцами в руках. Держась за кольца, поочередно поднимать вверх прямые руки ребенка и опускать их обратно. Повторить 6—8 раз. То же можно делать и без колец, дав ребенку захватить свои пальцы (рис. 32).

2. Круговые движения ногами. И.п. — ребенок лежит на спине. Захватив голени ребенка, согнуть его ноги, прижать бедра к животу. Развести согнутые ноги в стороны, выпрямить их и свести в и.п. Повторить 3—4 раза (рис. 33).

3. Переход в положение сидя (с поддержкой). И.п. — ребенок лежит на спине, захватив правую руку взрослого левой рукой. Придерживая левой рукой ноги ребенка на столе, правой слегка поддерживать его за руку, побуждая сесть, затем осторожно положить ребенка обратно на стол. Повторить 2—3 раза, поддерживая то за одно, то за другое плечо (рис. 34).

4. Поднимание туловища. И.п. — ребенок лежит на спине. Захватить ноги ребенка у голеностопных суставов так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальные сверху. Придерживая правой рукой ребенка под спинку, поднимать ноги и туловище вверх над столом, не отрывая головы от поверхности стола. Повторить 1—2 раза (рис. 35).

5. Поворот со спины на живот, держась за руку. И.п. — то же. Захватив правую кисть ребенка правой рукой, слегка потянуть его руку вперед и к средней линии туловища, побуждая самостоятельно повернуться со спины на живот. Повторить 2—3 раза в каждую сторону (рис. 36).

6. Поднимание ног и туловища. И.п. — ребенок лежит на животе. Захватив ноги в области бедер так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальные четыре спереди над коленями, приподнять ноги и туловище ребенка над поверхностью стола. Ребенок выпрямленными руками опирается о стол. Повторить 1—2 раза (рис. 37).

7. Ползание за игрушкой. И.п. — ребенок лежит на животе. Поставить перед ребенком игрушку и, отодвигал ее на разные расстояния, побуждать его активно ползать и доставать ее. Повторить б—8 раз (рис. 38).

8. Доставание игрушки. И.п. — ребенок сидит. Взять погремушку или мячик и различными движениями рук (вверх, вперед, в стороны) побуждать ребенка достать ее. Повторить 8—10 раз (рис. 39).

При умелом выполнении такой комплекс упражнений требует 9—10 мин, при неумелом — больше. Но не нагружайте малыша физическими упражнениями больше чем 15 минут.

Восьмимесячный ребенок требует к себе неусыпного внимания, потому что уже поднимается на четвереньки и свободно ползает, уверенно сидит и при этом умеет наклонять и выпрямлять туловище, уцепившись за что-нибудь, свободно сам встает и садится. Разнообразие движений и гибкость его корпуса может удивить. Малыш готовится начать ходить и уже так ловко передвигается на четвереньках, что может заползти в самое немыслимое место.

В девять месяцев и последующие три месяца происходит ускоренное развитие уже имеющихся навыков — ребенок почти умеет стоять без опоры и, держась за опору, самостоятельно ходит, приподнимается и встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, чемодан и т.д.).

clip_image008

Рекомендуемый комплекс упражнений для детей 9—12 месяцев жизни такой:

1. Ходьба с поддержкой. И.п. — ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждать ребенка переступать по столу, поддерживая его. Повторить 2 — 3 раза по 2—4 шага (рис. 40).

2. Доставание игрушки. И.п. — ребенок лежит на груди, упираясь руками в стол. Захватить руками бедра ребенка, приподнять его над столом так, чтобы он опирался на руки, и побуждать достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2—3 раза (рис. 41).

3 Самостоятельная ходьба. И.п. — ребенок стоит на столе. Предоставить ребенку возможность самостоятельно ходить, страхуя его руками от падения. Хорошо обучать ходьбе с помощью различных предметов, за которые он может держаться. Повторить 2 — 3 раза по 30—40 сек (рис. 42).

4. Передвижение за игрушкой на четвереньках. И.п. — ребенок стоит на четвереньках на столе. Положить перед ним игрушку и побуждать его передвигаться за ней. Повторить 2 — 4 раза (рис. 43).

5. Активное прогибание спины. И.п. — ребенок лежит на спине. Захватив ноги ребенка левой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять таз и туловище, удерживая спину правой рукой и побуждая ребенка прогибать ее с опорой на плечи или голову. Повторить 2—4 раза (рис. 44).

6. Вставание. И.п. — ребенок сидит на столе. Взяв ребенка правой (левой) рукой за левую (правую) ручку, побуждать его вставать на ноги. Повторить 3—4 раза (рис. 45).

7. Самостоятельное стояние. И.п. — ребенок, поддерживаемый за руку, стоит на столе. Отнимая руку, побуждать ребенка самостоятельно стоять, оберегая его от падения. Выполнять упражнение 25—30 сек (рис. 46).

8. Приседание. И.п. — то же. Побуждать малыша приседать и вставать, выпрямляя ножки. Повторить 4—6 раз (рис. 47).

9. Приплясывание. И.п. — то же. Побуждать ребенка переступать ножками и приседать (приплясывать) в течение 1—2 мин (рис. 48).

Желательная продолжительность выполнения этого комплекса упражнений — 10—12 мин, допустимая — 20 мин.

clip_image010

Игровая гимнастика для детей полуторадвух лет

Так как с началом самостоятельного хождения физический (двигательный) темперамент детей уже сильно разнится, гимнастические упражнения для детей второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных умений, особенностей физического и психического развития.

Основные элементы игр — гимнастических упражнений в этом возрасте составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической пал­кой или веревочкой (скакалкой), различные игры в воде и т.п. Здесь только фантазия и здравый смысл родителей ограничивают диапазон придуманных ими для ребенка упражнений.

Вот примерный комплекс игр, обеспечивающих всестороннюю и посильную нагрузку на ребенка полутора-двух лет жизни:

1. Ходьба по наклонной доске — 4—б раз (рис. 49).

2. Подползание под веревку — 4—6 раз (рис. 50).

3. Перелезание через бревно, скамейку — 2—3 раза (рис. 51).

4. Поочередное поднимание ног — 3—4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках — 3—4 раза.

6. Бросание мяча в цель — 4—6 раз.

7. Лазание по лесенке — 1—2 раза.

8. Игра «Спрячь флажок» — 3 — 5 раз (рис. 52).

9. Ходьба по доске — 2—4 раза.

10. Игра в лошадки — 40—50 сек (рис. 53).

11. Спокойная ходьба — 1 —1,5 мин. Продолжительность выполнения комплекса уп­ражнений — 15—18 мин.

На третьем году, как правило, ребенка скорее приходится сдерживать, чем подталкивать к движению. Однако многие дети избегают одних и очень привязаны к другим играм-упражнениям. На этот счет есть один универсальный рецепт: дайте вашему ребенку в руки мяч.

Ниже приводится программа весьма гармоничной физической нагрузки для детей 2—3 лет:

1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить по кругу; ходить по дорожке, очерченной мелом на полу; ходить по наклонной доске (ширина 15—20 см, высота от пола 25 — 30 см); перешагивать через препятствия (высота 25 — 30 см).

2. Лазание, ползание: подлезать под веревку (высота 30—40 см); ходить на четвереньках по доске или полу между линиями (длина 3—4 м); влезать на лестницу-стремянку или гимнастическую стенку и спускаться с нее любым удобным способом; игры с ползанием.

3. Бросание: бросать мяч двумя руками от груди и из-за головы вдаль; бросать правой и левой рукой малый мяч в вертикально расположенную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка (на расстоянии 60—100 см); игры с бросанием и ловлей мяча.

4. Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением; спрыгивать с предметов высотой 10—15 см; прыгать с места на двух ногах как можно дальше; игры с подпрыгиванием.

clip_image012

Хахалин Лев Николаевич

СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ВРАЧА

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.