postheadericon Игры развивающие умственные способности

 

Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша, сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует помощи или обучения взрослого, это значит, что возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете, и потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого в том, если малыш поиграет в игру, которая ему легка и приятна, но для развития нужны игры, в которых ребенок знакомится с новыми качествами и свойствами предметов, которые требуют умственного или волевого усилия. Если же игра слишком сложна для ребенка — цель ее также не будет достигнута. Ребенок не включится в игровой контакт, пойдет по пути замены привычными действиями с предметами тех заданий, которые дает ему взрослый. Вот почему каждая такая игра не осуществляется одномоментно, она требует постепенного освоения нового и перехода к усложненным вариантам, так же как и закрепления уже достигнутого. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают восприятие, внимание, память мышление и речь ребенка раннего возраста. Вот по чему, помимо усвоения предметных действий (нанизывания пирамиды, складывания башни из кубиков), следует, играя, учить малыша всем необходимым представлениям о величине, форме, цвете, пространственном расположении предметов, количестве (много или мало), учить составлению целого из частей, разделению целого на части. И наконец, вводить в представления ребенка заместители предмета — картинки с изображением конкретного характера (мишки, зайки, куклы) либо же изображения различных форм и цветов. Для организации обучающих и развивающих игр (в языке многих народов «играть» означает «учиться») можно использовать различные составные игрушки, вкладывающиеся друг а друга, специальные строительные игры и материалы, мозаику, состоящую из различных геометрических форм разного цвета или же устроенную по типу вкладывающихся фигур и форм. Эти игры и игрушки имеют специальное значение, и потому в некоторых случаях для игры станут необходимы два одинаковых предмета — один для показа и образца, другой для воспроизведения правильного действия с ним. И, что очень важно, развивающие занятия должны быть по возможности выделены из других событий жизни малыша — занятие имеет начало и конец, по его завершении игрушки нужно аккуратно сложить и убрать в недосягаемое место. С одной стороны это важно, потому что игра без взрослого с мелкими предметами, из которых, к примеру, составляется мозаика, опасна для ребенка, а с другой — вы исключите факт привыкания и утомления от предметов, постоянно находящихся в поле зрения малыша.

 

Складывание пирамиды

От 9-10 месяцев до 1 года 2 месяцев пирамида должна быть простая, состоящая из 3 колец разного цвета. Нужно учить ребенка брать кольцо пирамиды пальцами, сопровождая действия словами — «колечко», «колечко», «еще колечко». Свой показ и помощь в овладении правильными действиями следует обязательно сопровождать словами: «Вот так, взял колечко пальчиками, молодец, надел колечко». Малышу, который не научился надевать колечки, попробуйте давать более простую инструкцию: «А еще одно колечко? Все надел? Где же еще одно колечко? Вот оно». (В этом возрасте дети часто отвлекаются и не доводят начатое дело до конца.) Затем можно игру с пирамидкой усложнить, предложив собрать пирамиду с четырьмя кольцами разного размера и разного цвета. Поначалу малыш складывает кольца, не обращая внимания на их размер. От 1 года 3 месяцев — 1 года 4 месяцев можно начать обучать его складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамида, сложенная правильно, от большего кольца к меньшему, на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. От 1 года 6 месяцев до 2 лет можно разнообразить действия с пирамидкой. «Построение дорожки». Перед ребенком ставится задача сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. (Сначала можно складывать, не обращая внимание на величину колец.) Для этой игры возьмите пирамидку из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить «башенку». Покажите ребенку, как можно повертеть кольцо пирамиды на пальце. Можно разложить кольца пирамиды на столе вперемежку, а затем показать, где большое, где поменьше, и предложить малышу найти самое маленькое кольцо (или же наоборот, начинать с маленького и искать большое). Ребенка, сложившего пирамидку, нужно учить навыкам самоконтроля — для этого малыш должен провести рукой по пирамидке и определить, гладенькая ли она, ровненькая ли. Пирамидка, сложенная неправильно, на ощупь неровная. Особенно трудно дается определение размера колец средней величины. Для правильного выполнения этого действия полезно также учить ребенка складывать все кольца на столе «правильной» стороной. Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для обучения умению различать цвета. Игра взрослого с ребенком должна сопровождаться показом и речевым объяснением, инструктированием, одобрением. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамид из 3-4 колец разного цвета. Ребенку, который уже умеет нанизывать кольца, взрослый предлагает разобрать свою пирамидку (то же самое делает он и со своей) и, показывая самое большое кольцо, обращается к малышу: «Найди такое же». Если малыш ошибается, он показывает ему самое большое колечко и первым надевает его на стержень. Затем малыш получает задание: «А теперь найди вот такое, поменьше» и т.д. В рамках этой игры взрослый учит ребенка раскладывать на столе кольца пирамиды от большего к меньшему, объясняя и показывая различия между колечками. Для детей третьего года жизни пирамида может состоять из 6-7 колец разного цвета. Мама надевает колпачок и показывает его малышу — «это крышечка». Затем она просит собрать пирамиду, тихонько убирая крышечку в сторону. Далее наблюдает за действиями малыша. Если он забывает про крышечку, она возвращается к показу, вновь обращая внимание ребенка на эту часть пирамиды, помогая ему не забыть составить пирамиду из всех необходимых частей. Другой вариант игры — подбор нужного кольца о цвету. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: «Найди такое же красное колечко» и т.д. Для того чтобы научить малыша воспринимать основные цвета, организуйте игру «Найди все красные, зеленые, желтые предметы». При складывании пирамиды важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, также на ощупь исследовать, правильно ли сложена пирамида. Старшему ребенку можно завязать платком глаза и попросить его ощупать пирамиду, спросить, ровненькая она или нет. Это усложнение будет чрезвычайно интересно ребенку. Малыши любят не только собирать, но и разбирать составные игрушки. Если вы предложите для этого занятия пирамиду с большим числом колец, то во время такого занятия проследите, теряет ли ребенок часть колец из поля зрения, составляет ли он пирамиду без некоторых колец и, наконец, замечает ли он свои ошибки. Очень часто дети замечают ошибки сами, но при этом не умеют их исправить. В этой части занятия помощь и показ взрослого необходимы. Если перед глазами будет правильно совранная игрушка, малышу легче произвести необходимое сопоставление. Со временем ребенок научится контролировать результаты своей работы. Если и по завершении занятия малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть и неправильно, вам, скорее всего, следует оставить ее для игры, но как только почувствуете, что интерес угас, тотчас уберите ее подальше. Играя с пирамидой, вы можете также обратить внимание малыша на те ее свойства, которые не видны сразу. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамиду можно катать — и это также увлекательно и интересно! Разговаривая с ребенком, помните о том, что ему необходимо ваше постоянное одобрение и что с помощью своего объяснения вы учите его быть внимательным, следовать образцу и исправлять ошибки. Если малыш с усердием нанизывает колечко но не той величины, вы не сразу будете учить его правильному действию. Скорее всего, на первых порах вы скажете ему: «Как ты хорошо постарался», «Как правильно держал колечко пальчиками», «Молодец, надел все колечки» и пр. Но ребенку, который легко справляется с заданием, вы можете сказать: «Посмотри на мою пирамидку, она такая же?» и пр. Очень важно говорить ребенку о его положительных результатах и не фиксировать внимание на его неумелости или даже на нежелании, если оно проявляется. У взрослых легко может появиться чувство досады оттого, что ребенок не так умел, не так заинтересован, как вам бы хотелось. Остерегайтесь негативных чувств и раздражения — маленькие дети очень остро реагируют на любое проявление недоброжелательности, а в условиях эмоционального дискомфорта растут и развиваются хуже.

Игры с кубиками Уже во втором полугодии первого года жизни можно дать ребенку для игры различные пластиковые кубики, он будет бросать их или же складывать в коробку, по-своему манипулировать ими и исследовать их. Кубики учат ребенка выделять квадратную форму и требуют специальных движений руки для захвата и перекладывания из одной руки в другую. Одновременно можно дать малышу маленький резиновый мячик, и вы увидите, как ребенок рукой совершает действие, которое повторяет форму предмета. Иначе ему никак не взять предмет. Если у вас есть различные наборы для строительных игр с предметами более сложной формы — овалами, многоугольниками (только не острыми и не опасными), — можете вполне предложить все эти полезные вещи малышу для обследования. К концу первого года жизни можно приступить к строительству несложной башни из двух-трех кубиков разной величины. Для ребенка практически вес равно, как вы будете называть эти предметы — кубиками, кирпичиками или еще как-то. Главное, чтобы ваши слова были хорошо артикулированы, то есть произнесены внятно, по слогам, глядя ребенку в глаза. Поначалу малыш смотрит не на кубики, а в рот взрослому, ведь он учится сразу всему -И строить, и говорить, и общаться, и играть! При постройке из кубиков следует обращать внимание малыша на величину предмета: «Большой кирпичик, поменьше, еще поменьше — вот и башня получилась!» Если малыш складывает башню сам, следует помогать ему словами: «Вот, взял кирпичик, молодец! Теперь еще один взял. И самый маленький, последний, правильно. Вот какая красивая башня получилась!» Сопровождение действий ребенка словами взрослого учит планировать и обозначать свои действия, вовремя видеть и исправлять свои ошибки и многому другому. Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков различной величины. Для ребенка третьего года жизни такая башня состоит из 10 кубиков одного цвета. Для того чтобы башня не развалилась, малыш должен очень правильно и внимательно подбирать кубики. Подготовкой к такому занятию станет выкладывание кубиков разной величины на столе. Если кубики будут сложены правильно, от большего к меньшему — получится лесенка. По ней можно пройти пальчиками — «топ-топ», можно поиграть в «топ-топ» с пупсиком. Движения малыша пальчиками по лесенке развивают способность на ощупь различать величину, высоту предметов. В тех местах, где кубики положены неправильно, вместо движения вверх пальчики «пойдут, вниз». Таким образом, даже неправильно сложенная «лесенка может познакомить малыша с направлением движения (вверх, вниз), и потому с выполнением этого задания не стоит спешить. Напротив, освоенные элементы можно использовать в сюжетно-ролевых играх, построить домик для куклы со ступеньками — и в игре убедиться, что они ведут вверх, и кукла пришла, куда и стремилась. Вариантом игры в «лесенку» может стать по стройка из картонных коробок различной величины и даже книг (толстых и менее толстых). Конечно же, при условии, что вы обеспечите их целость и сохранность. Для выкладывания «лесенки» на плоскости можно сделать ее отдельные части из склееных спичечных коробков различной толщины. Если вы обклеете их красивой яркой бумагой, эти коробочки могут вполне пригодиться для различных построек, используемых в играх детей раннего возраста. На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубиков постройку, напоминающую букву П (ворота), можно сложить кровать, стол, стул. Можно также построить башню из 5-7 кубиков разной величины. На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными в соответствии с чертежами и рисунками, которыми сопровождается набор строи¬тельного материала для детей. Само строительство может быть включено в игру-драматизацию (постройка дома для зайчика), для разыгрывания сказочных сюжетов и выполнения различных ролей в игре (игры «гости», «поезд», «кукла заболела» и пр.). На втором и третьем году жизни малыши по-прежнему любят играть с мелкими предметами. Существует старинная русская игра в бирюльки. Она состоит в умении помещать и вытаскивать из коробочки различные мелкие предметы. В условия игры входит умение доставать из вороха мелочей специальной лопаточкой один предмет за другим и помещать его в коробочку обратно. Это правило чаще всего невыполнимо для малышей этого возраста, и потому пусть малыш просто будет доставать предметы руками. Летом можно складывать в коробочки различные камешки или ракушки и прочий природный матетериал. Вы внесете много разнообразия в складывание предметов в коробочки, если поиграете с малышом в игру «Отгадай, что в коробочке?» Для этого вы должны потрясти наполненную коробочку и просить ответить, что в ней. Ознакомление с различными звуками и шумами также входит в задачу развивающих игр. С помощью этой игры вы сможете обратить внимание ребенка на те звуки, которые издают легкие, но крупные предметы, например грецкие орехи, на звук небольших зернышек или же семян, звук текущей воды, а также на отсутствие звука в пустой коробочке. Малыш, в опыте которого были различные слуховые впечатления, гораздо больше увидит и услышит на прогулке. Если вы обратите его внимание на стук дождя, шуршание осенних листьев, шелест деревьев, пение птиц и пр. Для развития мелких движений руки также очень хорошо использовать мозаику, состоящую из предметов, заканчивающихся втулочной, которую нужно воткнуть в дырочку на специальной плоскости. Можно использовать игры, требующие открывания и закрывания коробочек. Для этой цели обклейте спичечные коробки яркой бумагой, склейте их между собой так, чтобы получился «комодик», и предложите малышу выдвинуть и задвинуть «ящички». В коробочки можно также складывать предметы и доставать их оттуда. На втором году жизни можно дать малышу небольшую кастрюльку, в которую поместится игрушечная посуда или же какие-то небольшие предметы кухонного обихода, пластиковые крышечки, ситечко, крышки, только с одним условием — предметы не должны быть острыми, колющими и опасными для жизни и здоровья малыша.

Игра «Найди все предметы одного цвета». Перед малышом раскладывают самые разные предметы красного цвета (это могут быть также и картинки — вырезанное из бумаги красное яблочко, красный воздушный шарик, красная шапочка и пр.), а рядом кладут предметы другого цвета. Выполняя это игровое задание, малыш должен соотнести имеющийся у него образец с цветом остальных предметов. Для этого ему дают в руки красный кубик или колечко от пирамиды и просят найти такой же, такого же цвета. Игра «Чей это домик» может быть использована для развития восприятия формы. Взрослый использует для этой игры коробочки разной формы (их можно склеить из плотной бумаги или картона). У коробочки должна быть соответству¬ющая крышечка. В каждую коробочку следует поместить игрушку (куколку, медвежонка, зайчика). Сюжет должен быть обыгран, вы говорите малышу: «Вот домики для игрушек, этот домик кругленький и крышечка у него кругленькая, а вот домик прямоугольный, у него, если провести рукой, ты нащупаешь стенки и крышечка у него с углами». Рассказ следует сопровождать ощупывающими действиями малыша. В круглом домике живет мышка-норушка, а в домике с углами — петушок-золотой гребешок. После этих слов поместите игрушки в домики. «Закрой крышечкой домики», — обращаетесь вы к ребенку, при этом сначала покажите, как можно приложить крышечку к каждой коробочке. Если ребенок не выполняет задание правильно, вы вновь возвращаетесь к игровому сюжету и учите малыша приложить крышечку к коробочке, но, чтобы увидеть, подходит ли она, для этого пусть проведет пальчиком по плоскости. Если ребенок не может выполнить действия правильно, это не страшно. Такая игра постепенно подготовит его к правильному восприятию формы, а это необходимо для маленьких детей. Чтобы облегчить выполнение поставленной перед ребенком задачи, можно наклеить на каждую коробочку картинку с изображением игрушечного персонажа, и тогда вы можете попросить его найти по изображению, чей это домик, и правильно поместить в него игрушку. Вы можете также предложить малышу несколько различных коробочек, они могут быть одной формы, но разной величины, и в них могут «жить» одинаковые, но отличающиеся размером (большие, средние и маленькие) матрешки. Каждой коробочке соответствует своя матрешка. Игра состоит в том, что малыш должен правильно определить подходящий для матрешки размер домика.

Игра «Три медведя». Предварительно прочтите малышу сказку Л.Н.Толстого «Три медведя». Приготовьте для игры трех медведей разного размера (их можно нарисовать, раскрасить и вырезать из плотной бумаги или картона). Подготовить игрушки для игры можно вместе с малышом, тогда игра станет для него особенно привлекательной. Затем вы из коробок делаете три стула, три кровати (все разного размера), ставите на стол три разные тарелки, чашки и пр. Сюжет можно разыграть в лицах. Все это значительно облегчит задачу по восприятию предметов различной величины.

Ладушки (игры для детей и родителей). — м.:Знание, 1994.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.